«Морской кот и амфоры»

17 мая – 29 августа 2011 г.
Зал коллегий Министерства культуры РК
Выставка к 80-летию художника Германа Егошина из собрания МИИ РК.

 

 

Куратор – Людмила Васильевна Соловьева, 77-34-35

8 апреля 2011 года исполнилось 80 лет со дня рождения одного из блистательных мастеров живописи Санкт-Петербурга — Германа Егошина (1931-2010), одного из организаторов этого творческой группы «11», заявившей о себе в 1972 году в Ленинграде произведениями остро индивидуальными, наполненными символикой и иносказательностью. Живопись Егошина всегда покоряла богатством мельчайших колористических отношений, неслучайно поэтому специалисты называли её «драгоценной».

На выставке представлены самые известные живописные полотна художника из собрания Музея изобразительных искусств Республики Карелия: «Ночной город» (1965), «Фонтанка. Мороз» (1968), «Морской кот и амфоры» (1978), покоряющие изысканной, таинственной, «одрагоцененной» живописью.

Тесно связанное с развитием ленинградской школы живописи, творчество Германа Егошина отражает характерные черты отечественного искусства второй половины ХХ века: стремление к повышенной изобразительной активности, раскрытие своего личностного отношения к миру, отказ от иллюстрирования готовых, клишированных истин.

Герман Павлович принадлежал к первому послевоенному поколению «шестидесятников». Дети войны, они сполна вкусили её горький хлеб. Их творчество формировалось в 1960-е годы и активно проявило себя в последующие десятилетия. Это было время «оттепели» в общественной жизни страны и новых открытий в области искусства. Свежий ветер новых перемен, открытий наполнял в те годы и мастерские Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, где с 1954 по 1960 год учился Герман Егошин. Его сокурсниками по институту были З. Аршакуни, В. Ватенин, В. Тюленев, М. Аветисян, О. Целков и наша карельская художница Е.Пехова.

В период «оттепели» впервые для россиян стали доступны французские художники импрессионисты, постимпрессионисты, а чуть позже и русский авангард 1920-х годов.

В раннем творчестве Германа Егошина прослеживаются определенные традиции: Пабло Пикассо, Поля Сезанна, а также московских «бубнововалетцев» — Петра Кончаловского, Роберта Фалька но, начиная с 1970-х годов, о творчестве Егошина заговорили, как о едином явлении, обладающим цельностью, яркой индивидуальностью.

В собрании Музея изобразительных искусств Республики Карелия представлено пять живописных полотен художника. Они принадлежат к различным периодам в творчестве мастера: от ранней работы — «Ночной город», созданной в 1965 году под влиянием, французского кубизма  до произведений, раскрывающих своеобразие его творческой манеры «Фонтанка. Мороз». (1968 год) и «Морской кот и амфоры» (1978год), покоряющих  изысканной, таинственной, «одрагоцененной» живописью.

Натюрморт « Морской кот и амфоры» выполнен в один из приездов на Черное море. Однажды Егошин, большой любитель подводного плавания, подсмотрел в глубинах вод необычный мотив: распластавшийся роскошный морской кот и старинные древнегреческие амфоры. Этот мотив предстает в его картине как волшебное видение. Главное здесь нюансы цветовых отношений, таинственное мерцание красок, одухотворенность живописного пространства. Работа предполагает неспешное в неё вхождение….

В «Портрете художника» создан собирательный образ человека творческой профессии, близкого автору по духу. Во внешнем облике угадываются черты Минаса Аветисяна – его однокурсника, связаннаго в молодости с ним дружескими узами. В конце 1980-х годов, в самом расцвете своего таланта, Аветисян трагически погиб. Быть может, эта работа- воспоминание о друге, дань памяти яркому самобытному живописцу Армении.

Обнаженная безудержность цвета, энергичная темпераментная живопись отличают картину « Праздник в Петродворце», выполненную в 1985 году. Образ родного Ленинграда, его пригородов, парков и садов – одна из ведущих тем в творчестве Германа Егошина. Каждый новый холст- это новый взгляд на любимый город, новое звучание, новая интонация. Все вместе эти произведения составляют большой цикл, пронизанный  сыновней теплотой и большим эмоциональным чувством.

На выставке экспонируется полотно « Художники З. Аршакуни и Г. Егошин, созданное в 1983 году ленинградским живописцем Юрием Павловым. Его сюжет- это безмолвный диалог двух друзей, двух художников, очень разных, но сходных в своих устремлениях личностей. Каждый погружен во внутренние переживания, видения, мечтания. Работа привлекает глубиной психологического звучания образов и раскрывает духовную наполненность двух больших художников города на Неве.

Творчество Германа Егошина неразрывно связано с деятельностью группы «Одиннадцати», заявившей о себе в 1972 году в Ленинграде выставкой на Охте, под таким же названием.

Одним из организаторов этого творческого содружества, очень разных, по своим живописным манерам, но близких по духу художников, был Егошин. Сегодня с именами Егошина, Аршакуни, Ватенина. Крестовского, Тюленева, Шаманова. Тетерина, Антиповой, Ткаченко, Рахиной связано развитие ленинградской школы живописи второй половины ХХ века.

Работы Германа Егошина, принадлежащие Музею изобразительных искусств Республики Карелия, отражают процессы, происходящие в искусстве в то время.  Прежде всего, стремление к повышенной изобразительной активности, раскрытие своего личностного отношения к миру, отказ от иллюстрирования готовых, клишированных истин.

Адрес

Петрозаводск, Россия

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *