gototopgototop
  • artmuseum
  • artmuseum
  • artmuseum


Юбилей одной строкой – 95 лет со дня рождения художника Анатолия Павловича Левитина (1922)

16 июля – 95 лет со дня рождения художника Анатолия Павловича Левитина (1922).

Живописец. Автор тематических картин, портретов, пейзажей. Учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1941-1945 с перерывом в годы войны) у Б. Н. Иогансона. Участник выставок с 1951 г. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Заслуженный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.

В фондах нашего музея всего одна работа этого замечательного художника: Портрет Лысько - знатной телятницы колхоза «Лесное», 1951. Холст, масло. 150х120.

О том, как была написана эта работа, подробно описывает сам художник в книге:  Анатолий Левитин, Наталия Тригалева. Портрет художника на фоне эпохи.- Санкт-Петербург: Изд-во «Левша», 2014.- 423 с.

Представляем несколько отрывков из главы этой книги, которая называется «Моя первая картина «Телятница Лысько».

«Еще не прошло некоторое «отупление» после  защиты дипломной работы, а уже наступила пора сдачи аспирантских экзаменов. Требовалось написать  портрет и придумать композицию. Поехал в загородный животноводческий совхоз «Лесное». Брожу по фермам, осматриваюсь: мычат буренки, поворачивая ко мне черно-белые морды с мокрыми носами.  Пьянею от головокружительной смеси запахов парного молока и свежескошенной травы. Выхожу на воздух и вижу чудо: прямо на меня, хлопая мечеными ушами, бегут и останавливаются как вкопанные  пять черно-белых  телят костромской породы. Глупо таращатся на меня, и не представляют, как же умопомрачительно  они хороши на сочной ярко-зеленой траве! А за ними опрятная, в ослепительно белом глаженом халате сорокалетняя тетка с добрейшей физиономией - Текла Калиновна Лысько. Больше никуда не пошёл. Решение пришло сразу: буду писать композиционный портрет «Телятница Лысько».  Оставив этюдник и холсты в телятнике,  каждый день ездил к своей Текле - милому и скромному созданию. Позировала она старательно, несмотря на то, что телячья жизнь постоянно отвлекала: то корм подай, то молоком напои, то гляди, чтобы не «протаранили» легкую изгородь забора. Хорошо жилось телятам у Теклы: бегали, прыгали, бодались. Все это хотелось передать в портрете. Вернее, по сути дела, получился портрет-картина, или групповой портрет.

Картину сразу приняли на Всесоюзную выставку, проходившую в Московском Манеже. Картина имела успех, так как о ней написал журнал «Искусство», и она была помещена на обложке журнала «Огонёк». В связи с чем, за подписью  главного редактора «Огонька», я получил письмо, в котором излагались претензии одного из читателей журнала к автору картины «Телятница Лысько».

Во-первых, читатель  был недоволен тем, что телята разной масти: черные и рыжие с белыми пятнами. Он был абсолютно прав. Я писал телят одной костромской породы, черных с белым, а в плохой репродукции освещенный  солнцем черный цвет получился коричневым.  Что касается второй претензии, почему телята пьют молоко из ведра, а не из автопоилок,  то я этих автопоилок на ферме в глаза не видел. Когда же я об этом  рассказал Текле Калиновне, она ответила, что пить из автопоилок телята наотрез отказываются».

Эта картина, поступившая  в наш музей из Министерства культуры СССР в 1961 г. неоднократно экспонировалась на  музейных выставках, всегда  вызывала неподдельный  интерес  у посетителей и имела большой успех особенно у детской аудитории.