gototopgototop
  • artmuseum
  • artmuseum
  • artmuseum


10 мая – 115 лет со дня рождения художника Владимира Ильича Малагиса (1902 -1974)

Живописец, график, монументалист. Автор жанровых портретов, пейзажей, натюрмортов. Учился в школе Общества поощрения художеств (1916), во ВХУТЕМАСе  (1918-1924) у А. Рылова, К. Петрова-Водкина. Участник выставок с 1925 г. Член обществ «Круг художников» (1926-1929),  «Октябрь» (1930).

Жил и работал в Ленинграде. Заслуженный художник РСФСР.

Творческая судьба В. Малагиса – это судьба целого поколения  ленинградских художников, поколения дружного, творчески активного.

Общность  гражданственных и творческих позиций, а в профессиональном плане – установка на живописность и станковизм объединили В. Малагиса с большой группой выпускников ВХУТЕМАСа, организовавшей в 1926 г. общество «Круг художников».  «Круг» видел в перспективе «путь к решению монументальных задач по мере того, как государственная и общественная инициатива и новое строительство будут требовать от современного художника».  Эта устремленность существовала и развивалась и после прекращения деятельности «Круга» как объединения.

Малагис один из первых «круговцев» обратился к пейзажу, его роль в становлении ленинградской пейзажной живописи весьма заметна. При  этом, в отличие от большинства «круговцев», развивавших линию городского пейзажа, художник в своем творчестве последовательно утверждает пейзаж деревенский. Выразительные  средства сведены к минимуму: широкое цветотональное обобщение, в одно касание кисти намеченные предметы реалии, служащие одновременно своего рода точками отсчета пространственных планов , - художник явно заботится об активности зрительского восприятия («Уборка хлеба», «Молотьба», «Урожай» (все 1932 г. ) .

Работы портретного жанра этого времени : «Телятница»(1932), «Доярка»(1934), «Плотник» (1935). Ясный и спокойный взгляд на человека, открытое оптимистическое приятие жизни, созвучное строю наивного искусства,  свойственны В. Малагису в это период.

Активная жизненная  и творческая позиция В. Малагиса ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны. Его  работа на посту  ответственного секретаря Ленинградского отделения  Союза художников в суровые блокадные дни вызывает уважение, как и созданные тогда портреты  ленинградцев-блокадников.

Стойкий  интерес к психологическому портрету, утвердившийся в творчестве военных лет, определил поиски художника  и в последующие десятилетия.

В 1945 г. В. Малагис пишет обширную серию пейзажей старой Ладоги, Староладожские  пейзажи - мотивы  занесенных  деревенских домов – отличает очень скупая цветовая гамма.

Одна из лучших поздних работ художника – «Автопортрет» (1962). Художник-труженик, много видевший и много переживший, старавшийся, в меру своих сил, честно рассказать о своем времени, таким предстает  он в «Автопортрете», таким он останется и в памяти знавших его людей.


В фонде нашего музея всего две работы художника В. И. Малагиса: «Портрет старика». 1939 Холст, масло. 42х49; «Мельница». Этюд.  1939. Холст, масло. 38х40.