gototopgototop
  • artmuseum
  • artmuseum
  • artmuseum


15 апреля – 115 лет со дня рождения художника Алисы Ивановны Порет (1902 - 1984)

График, живописец. Училась в Петрограде в школе Общества Поощрения художеств,  в Высшем художественно-техническом институте (1922-1925).

С 1925  по 1941 г.  – член ленинградского объединения «Мастера аналитического искусства» (школа П. Н. Филонова).

В коллекции нашего музе творчество А. И. Порет представлено достаточно полно и разнообразно.

Алиса Ивановна Порет не просто принадлежит ХХ столетию, она из числа тех, кто питал и обогащал эту эпоху, внося свои интонации и обертоны. Алиса была  частью той культуры, которая, с одной стороны, наследовала отжившие традиции, с другой стороны , обладала поразительной способностью генерировать и продуцировать  новые творческо-поведенческие модели.

Всё подчинялось вполне осознанным целям: стремление преобразовать реальность, вознестись над обыденностью и  рутинной повседневностью, создать условия, при  которых жизнь и выдуманный мир воспринимались бы равными друг другу.

И в этом создании и осознании параллельной реальности Алисе помогали выдающиеся современники, с которыми она дружила: поэт Д. Хармс,  художники Ермолаева и  Радлов, физик Струве, актеры Андроников и Зелёная и многие другие.

В  20-е годы  она училась у А. Савинова и К. Петрова-Водкина в Академии художеств,  а когда познакомилась с Павлом Филоновым и его творчеством, перешла в его мастерскую и работа там до 1941 г. Вместе с коллективом   мастеров аналитического искусства участвовала в создании книги «Калевала», увидевшей свет в издательстве « Academia» в 1933 году.

С конца 1930-х годов А. Порет  фокусирует свои поиски на портретном жанре, целиком погружаясь в каждую подробность, мельчайшую деталь образа модели.

Её портретная галерея знаменитостей, среди которых были и трагические таланты (Хлебников, Мейерхольд, Хармс) буквально завораживает.

Духовно выжить помогала музыка, бесконечно любимая и сопровождавшая Алису Порет  всю ее жизнь и творчество. И как символ этой большой любви воспринимается ее картина «Вечно Золотой Бах» (1967г. ). Она многие годы  украшала квартиру  А. Порет на ул. Огарева в Москве и каждый, кто в нее входил, встречался, прежде всего,  с И.-С. Бахом. Бах царил в квартире Алисы Ивановны как некое высшее божество.  И когда А. Порет  предложили расстаться с Золотым Бахом, продать картину в карельский музей, она даже рассердилась и строго сказала:  «Только после моей смерти и то при условии, что сохраните резную рамку из карельской березы – я ее своими руками сделала». Так и случилось. Картина «Вечно Золотой Бах» поступила в наш музей уже после смерти А. И. Порет.

Есть в наших фондах и другие произведения А. И. Порет – портрет архитектора А. Великанова,  певицы Зары Долухановой,  биолога Андрея Монакова, серия акварелей «Грехи» и др.

В 1984 г. в дар от ее друга и наследницы К. Ц. Елагиной в наш фонд поступила картина «Автопортрет  с голубым лицом» (1958 г.).

Портреты Алисы Порет – явление чрезвычайно своеобразное. В них  острота видения модели уживается порой с веселой шуткой, объективность взгляда  на человека, как правило, хорошо знакомого автору, - с игрой воспоминаний о нем.

А. Сарабьянов справедливо заметил, что А. Порет можно по праву считать создателем уникального жанра «портрета-рассказа».

А. Порет  стояла у истоков развития советской книжной  иллюстрации, много и вдохновенно работала  в детской книге( стихи Д. Хармса, «Вини-Пух» А. Милна, «Кот Мур» Гофмана и др.)., оформляла скандинавские саги, эпосы «Калевала» и «Янгал-маа».

В 1992 г.  в Музее изобразительных искусств РК прошла, с большим успехом,  выставка,  посвященная 90-летию со дня рождения художника А. И. Порет.