gototopgototop
  • artmuseum
  • artmuseum
  • artmuseum


5 апреля – 180 лет со дня рождения великого русского художника Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887).

В истории человеческой культуры есть имена, которые служат словно бы символом определенной  эпохи, её знаменем, энциклопедией, её живым многогранным воплощением.

Для русского искусства второй половины XIX  века такое значение имеет имя Ивана Николаевича Крамского.

Живописец. Портретист, жанрист, исторический живописец,  пейзажист, автор картин на евангельские сюжеты.  Критик, теоретик искусства. Учился в Академии художеств (1857 – 1863) у А. Макарова. В 1963 г. вышел из АХ, наотрез отказавшись  писать дипломную работу на тему скандинавской мифологии . Один из организаторов «Бунта 14», один из членов-учредителей , членов и идейных руководителей «Товарищества передвижных художественных выставок».  Член-учредитель Общества  русских аквафортистов (1871-1874). Академик с 1869 г.

В фондах Музея изобразительных искусств РК всего одна работа И. Н. Крамского:

Голова Христа. Этюд. 1863. Холст, масло. 55,5  х 41,5.

Поступило из Карельского государственного краеведческого музея в 1960 г.


Образ Христа в картине идеален - мастер следовал определенному канону красоты. Но эта красота отвечает не греческому, то есть языческому идеалу, а христианскому: тонкие  черты лица, удлиненный его овал, чистота и гармония в облике.  Христос красив, и не только физической, но и красотой духовной. В его чертах художнику  удалось уловить особую одухотворенность: сочетание ясности и благородства помыслов с нравственной чистотой. Иисус  погружен в глубокое раздумье, его глаза закрыты, он отрешен от внешнего мира. Колорит картины небросок: краски неяркие, но их отношения отличаются утонченной, изысканной гармонией. Его Христос – не объект религиозного поклонения, а скорее нравственный  идеал, призывающий к самоусовершенствованию.

«В человеческом сердце с горем личным часто лежат страдания за общественные несчастья; поскольку есть у каждого чуткость   к страданию за общественные бедствия, настолько он человек», - в этих словах художника, как кажется , заключен смысл его творчества.

Даровитый, оригинальный живописец, блестящий теоретик искусства, выдающийся организатор, И. Н. Крамской всей своей разносторонней, кипучей деятельностью дал замечательный образец самоотверженного служения своему народу, своей Родине.