gototopgototop
  • artmuseum
  • artmuseum
  • artmuseum


Юбилей одной строкой - 30 марта - 240 лет со дня рождения русского художника Василия Андреевича Тропинина (1776-1857)

Судьба была несправедлива к художнику. Один из  самых известных русских портретистов первой половины XIX  века, создавший  около 3000 портретов современников, В. А. Тропинин большую часть своей жизни был крепостным (до 1823 г.).

Только благодаря  непреодолимой тяги к живописи и врожденному трудолюбию,  юноша получил возможность посещать  классы Академии художеств.  Сначала он занимался в бесплатных рисовальных классах  «нелегально», не ставя   о том в известность барина, однако,  видимо, не без успеха; во всяком случае, в 1799 году Морков соизволил  определить его в Академию  «посторонним учеником». Так начались занятия под руководством Г. И. Угрюмова и С. С. Щукина. В 1804 г. на ученической выставке его картину отметил президент Академии граф А. С. Строганов и сама Императрица. Казалось,  путь к профессиональному творчеству, к личной свободе был открыт, но в том же году занятия Тропинина были неожиданно прерваны, и художнику было предписано немедленно ехать на Украину в новое имение графа Моркова. Щедрая украинская природа как бы восполнила и прерванное учение, и грезившуюся юноше поездку в Италию. Его палитра, прежде академически темная и ученически сухая, постепенно становится светлей и богаче, насыщенней яркими   красками.

В начале 1820 – х годов  художник переезжает в Москву и продолжает исполнять обязанности камердинера  и кондитера, а между тем его имя становится  известным среди московской публики, заказы на портреты следуют один за другим, в печати появляются первые отзывы о творчестве. Гордясь «своим человеком» ,  граф Морков не препятствует художнику в выборе моделей. Тропинин постепенно сближается с представителями литературной и художественной Москвы – он пишет портреты Н. М. Карамзина, Н. А. Майкова и других.  Все громче слышатся голоса, требующие «вольной» для художника. Наконец,  в 1823 году, понуждаемый общественным мнением, граф Морков предоставляет Тропинину, уже тяжело больному человеку, личную свободу: семья художника остается в неволе.  В том же году Тропинин, благодаря хлопотам друзей, избирается академиком.

В жизни В. А. Тропинина начинается новый этап. Отныне он всецело полагается на  свою кисть, и она вознаграждает художника. В течение более  30 лет Тропинин создает целую портретную галерею москвичей, людей самого разного звания: боевых генералов – героев Отечественной войны , литераторов и художников, артистов и музыкантов, чиновников и купцов, духовных лиц. Тропинин стремится  передать в своих портретах те человеческие качества, которые ему были понятны, - чувство собственного достоинства, внутреннюю раскрепощенность, непринужденность поведения. В своих моделях он старается выявить гармоничную просветленность, сообщить их взорам открытую ясность, а позам – живую естественность.

Одна из лучших работ Тропинина зрелого периода – портрет А. С. Пушкина, написанный в 1927 году. Отличающийся, по словам современников, поразительным сходством с обликом Пушкина, этот портрет в полной мере демонстрирует творческую концепцию Тропинина. Благодаря гармоничному сочетанию внешней простоты  облика с подчеркнутым величием духа, многогранная и   сложная натура поэта раскрывается во всей своей полноте.

Весомым был вклад Тропинина и в русскую жанровую живопись.  Находясь у ее истоков, он перенес в скромные, непритязательные изображения прях, кружевниц, старых нищих, крестьян, играющих  дворовых детей, в сценки  быта простых людей свою причастность миру обездоленных, глубокое сочувствие их нелегкой судьбе, искреннее любование нравственной чистотой их характеров.