gototopgototop
  • artmuseum
  • artmuseum
  • artmuseum


Юбилей одной строкой: 105 лет со дня рождения карельского художника Георгия Стронка

10 октября – 105 лет со дня рождения карельского художника Георгия Адамовича Стронка (1910 - 2005).

Автопортрет. 1977г. Бумага, пастель.

Живописец, график, иллюстратор. Работал в жанрах портрета, пейзажа, тематической картины. Учился в Николаевском художественном техникуме (1930-1932) и во Всероссийской Академии художеств (1933-1939) у И. Бродского.
Участник выставок с 1939 г. Член Союза художников с 1940 г. Автор книг «У самого Белого моря», «По Карелии».

Лауреат 2-ой премии на Всесоюзном конкурсе книги в 1951 году за иллюстрации к эпосу «Калевала» (за издание «Калевала», 1947 г.), Лауреат Государственной премии КАССР (1981), Народный художник Карельской АССР (1970),
Почётный гражданин г. Петрозаводска (1996).

По отношению к Г. А. Стронку часто применяется слово первый. Он один из первых профессиональных мастеров в Карелии, создавших основы карельского изобразительного искусства, первый председатель Правления Союза художников Карельской АССР (1941-1953), один из немногочисленных участников первой республиканской художественной выставки 1941 года.

Уже в начале творческого пути Г. А. Стронк заявил о себе, как о талантливом портретисте. В конце 40-х – начале 50-х годов он создает две больших живописных серии. Одна из них посвящена видным политическим и общественным деятелям Карелии (портреты О. В. Куусинена, Тойво Вяхи и др.). Не раз он будет возвращаться к портретам народных сказителей, старых большевиков.

Следующая живописная серия включает портреты известных деятелей карельской культуры: композиторов К. Раутио и Р. Пергамента, актрис Кульчицкой и Шибуевой, актера Н. Чаплыгина и др. К лучшим в ряду этих произведений принадлежит портрет народного родоначальника национального искусства. В. Н. Попова.

Портрет машиниста Тимофеева. 1944г. Бумага, акварель
Портрет Тойво Вяхя. 1973г. Бумага, акварель черная.

Особая страница в искусстве Г. А. Стронка – эпос «Калевала», он работает над ним в течение все своей творческой деятельности.

Художник плодотворно работал в жанре пейзажа. В Беломорье складываются пейзажные панорамы, в них включаются жанровые и трудовые сцены, приметы рыбацкого промысла. Этот материал воплощается в больших офортах, рисунках акварелях, цветной и черно-белой линогравюрах. Мастер использует и технику пастели, в которой достигает виртуозности. Его пейзажи энергичны, живописны и несут в себе тонкие вариации переживания автора.

Золотистые берега Ладоги. 1970г. Бумага на картоне, акварель.
Ворота на Ладогу. 1974г. Бумага, офорт.

Менялись мотивы, сюжеты, композиция и техника произведений Г. А. Стронка, но неизменным оставался восторг художника перед красотой и тайнами природы Русского Севера и желание запечатлеть эту красоту на холстах и графических листах.

«Любите рисунок, учитесь рисовать, умейте рисовать», - такой девиз Г. А Стронка как призыв старого мастера молодым коллегам.

Вяйнемейнен играет на кантеле. 1956 г. Бумага, акварель.
Вяйнемейнен играет на кантеле. 1976г. Бумага, офорт.